Теплоотражающие (атермальные) автостекла
Выбирая
стекло для машины, которое может защитить пассажиров и салон от излишнего солнечного тепла и света, часто возникает вопрос — какое
стекло приобрести, более дешевое тонированное или более дорогое
атермальное стекло. Давайте, для начала, разберемся — как работает
атермальное стекло, в чем его различие с тонированным, и какие оно имеет достоинства и недостатки.
Начнем с небольшого экскурса в школьный курс физики. Солнце излучает очень широкий спектр световых волн, но наибольшую тепловую энергию несет ее красный участок, как видимое, так и инфракрасное излучение (поэтому лампы в инкубаторах красного цвета). Если обыкновенное
автостекло пропускает его практически полностью, то тонированные
стекла за счет меньшей прозрачности задерживают часть светового потока, но практически без избирательности по его спектру.
Атермальные стекла изготавливаются из специально подобранного состава и имеют напыление из оксида серебра, поэтому пропускают только видимый свет, фильтруя инфракрасное излучение (этим объясняется их слегка зеленоватый цвет и неустойчивая работа радар детекторов и антенн расположенных за ними). Благодаря такой особенности, значительная часть тепла передаваемого излучением от солнца, остается за пределами салона автомобиля, не пропущенная
стеклом, при этом не снижается прозрачность в видимом спектре.
Как мы помним из того же школьного учебника тепло еще может передаваться и путем прямой теплопередачи. В случае с тонировкой — вся поглощенная тонирующей пленкой или пигментом энергия идет на нагрев самого
стекла и от него передается воздуху в салоне, особенно это заметно на стоянке, когда машина не обдувается потоком воздуха. Напыление на
атермальных автостеклах отражает лишнее излучение обратно в окружающую среду как зеркало, практически не нагреваясь при этом само. Кроме того, этот эффект действует в двух направлениях, не давая летом проникать жаре в салон, в холодное время года позволяют сохранять тепло в машине препятствуя его излучению наружу. Также, кроме напыления сам материал
стекла и его структура созданы с таким расчетом, чтобы осуществлять минимальный теплообмен с окружающей средой по своим физическим свойствам.
Теперь более подробно, по пунктам рассмотрим плюсы, и минусы данного вида
стекла.
Достоинства атермального стекла
1. Защита людей и материалов салона от инфракрасного и ультрафиолетового солнечного излучения (впрочем, от ультрафиолета защищает любое
стекло кроме кварцевого);
2. Защита салона от нагревания, а, следовательно, и меньшая нагрузка на кондиционер и уменьшение расхода топлива;
3. Меньшие теплопотери в холодное время года (аналогично — меньшая нагрузка на обогреватель и снижение потребления топлива);
4. Светопропускная способность как у обыкновенного
стекла, и такой же обзор в темное время суток (через тонированные
автостекла, ночью обзор уменьшается). Так же, не возникает проблем по соответствию техническим требованиям к автомобилю (в некоторых странах, например Беларуси, очень строгие ограничения по тонировке);
5. Практически идентичность по внешнему виду обыкновенным
стеклам (хотя, для некоторых, тонировка элемент статуса, но никто не мешает наклеить тонировочную пленку и на
атермальное стекло, и, таким образом, сделать тюннинг в стиле мехового чехла на руль и бахромы по салону);
6. Благодаря суженному пропускаемому спектру, некоторая защита от ослепления встречными автомобилями;
7. Меньшая способность к запотеванию, благодаря пониженной теплопередаче (не верьте, что
атермальные автостекла вообще не запотевают, это явление устраняется другими методами);
Минусы
1. Достаточно высокая цена —
атермальные стекла высокотехнологичный продукт, поэтому и дорого стоит;
2. Экранирующий эффект, ухудшение работы радиопередающих и радиоприемных устройств внутри салона (а может это и плюс, Вас труднее подслушать).
Как видно, плюсы значительно перевешивают недостатки, и недаром, в настоящее время, все больше машин в стандартной комплектации имеют
атермальные стекла.