Сталинит - закаленные стекла
История появления
сталинита, который является закаленным
стеклом, является историей прагматичных стремлений автопроизводителей и богатого опыта стекловаров. Их усилия, в конечном итоге, привели к возникновению особой технологии закаливания
стекла. Еще в средневековье алхимики обнаружили необъяснимый эффект: когда в емкость, наполненную холодной водой, попадает расплавленное
стекло, получается стеклянная клякса грушевидной формы. Если попытаться разбить толстую часть этой кляксы, ничего не получится, а при ударе о тонкую часть вся стекляшка разлетается на множество мелких осколков. Такие капельки закаленного
стекла назвали «батавскими слезками».
Когда перед советскими химиками поставили важную задачу: изготовить для автомобильной промышленности безопасное
стекло, они вспомнили о них. Ученые смогли объяснить феномен такого
стекла. Главный секрет - резкое охлаждение. При попадании жидкого
стекла в холодную воду его внешние слои намного быстрее охлаждаются, охватывая внутренние слои плотным чехлом. В результате этого создается остаточное напряжение внутри
стекла. Поверхностный слой, прочность которого примерно в 5 раз выше прочности обычного
стекла, не дает реализоваться этому напряжению. Когда же разрушается внешний плотный чехол, остаточное внутреннее напряжение быстро вырывается наружу, а
стекло при этом распадается на мелкие фрагменты.
На этом феномене была основана, применяемая до сих пор, технология производства
сталинита. В первую очередь, изготавливают обычное литое
стекло, имеющее необходимую форму и размер, а затем эти заготовки отправляются в печь, нагретую свыше 600 °C. После этого они резко охлаждаются струями холодного воздуха. Таким образом,
сталинит обрабатывают несколько раз. В результате такого закаливания в несколько раз (от 5 до 10) возрастает прочность закаленного
стекла на удары. При этом в 2-3 раза возрастает его прочность на изгибание. Закаленное
стекло в 3-4 раза более термостойкое, чем обычное.
Европейский стандарт требует от
сталинита определенных показателей. Закаленные стекла испытывают на прочность с помощью приспособления, которое напоминает маятник. На конце троса привязывают «тело» (кожаный мешок со свинцовой дробью), вес которого составляет 45 кг. В соответствии с правилами испытаний, закаленное
стекло, толщиной 4 мм, закрепленное на специальной раме, должно выдержать удара мешка, отпущенного с расстояния в 1,2 м. Чтобы оценить прочность
сталинита следует сказать, что обычное листовое
стекло такой толщины не выдерживает удар такого тела, пущенного с расстояния в 30 см.
Наряду с увеличением механической прочности повышается и его термостойкость. Обычное
стекло имеет порог термостойкости в 400 °C, а закаленное выдерживает температуру до 1800 °C. Примечательно то, что после процесса закаливания все оптические свойства
стекол такие, как светопоглощение, светопропускание, отражение ультрафиолетового излучения почти не изменяются.
В 50-х годах ХХ века закаленные
стекла начали широко применять для остекления автомобилей. При этом их использовали не только для боковых и
задних стекол, а и для производства
лобового стекла. С каждым годом, во всем мире, ужесточались нормы безопасности, предъявляемые к автомобилям, что, в конечном счете, привело к тому, что все
лобовые стекла транспортных средств изготавливаются только из
триплекса.
Есть у
сталинита и недостатки. Поскольку готовое изделие из закаленного
стекла нельзя ни шлифовать, ни резать, ни сверлить, всю его подготовку следует проводить предварительно до его закалки. Другая проблема
сталинита – наличие так званных «слабых зон». Любой удар по такой зоне может полностью его разрушить. Но даже с этими недостатками
сталинит широко применяется в разных областях нашей жизни.
Свойства
сталинита в автомобилестроении трудно переоценить. Его сложно поцарапать, но при этом он может разбиться при ударе, разлетаясь на безопасные, мелкие осколки. Качество регламентирует ГОСТ 5727-88, который предусматривает образование на
стекле, площадью 25 кв.см не меньше 40 фрагментов прямоугольной формы. Поэтому даже при сильном столкновении разлетающийся на сотни кусочков
сталинит не сможет причинить значительного вреда.
